Интересное изображение кольчуг времен Дмитрия Донского в творчестве скульпторов середины XIX века.
Недавно (лето 2004 года) посетив некрополь Донского монастыря (Москва). На его задворках я обнаружил фрагменты декорации первого Храма Христа Спасителя (середина XIX века). В особенности, заинтересовал меня один горельеф, в котором вызвал удивление нестандартный способ ориентации колец в бармицах и корпусной части кольчуг.
Источник:
Прошу обратить внимание на следующие фрагменты:
Первый момент:
Ориентация колец на плечах кольчуги Дмитрия Донского соответствует современной “стандартной” кольчуге, в то время как на подоле кольца развернуты на 90 градусов.
Второй момент:
Ориентация колец на подоле кольчуги Боброка такая же “перевернутая”, как и в предыдущем случае, как и на бармице шлема Владимира Серпуховского, а вот рукава кольчуги последнего имеют привычную нам ориентацию…
Третий момент:
На втором рисунке на этой странички (там, где таблица с подписью к горельефу) ясно виден фрагмент подола кольчуги безымянного воина, стоящего за Владимиром Серпуховским. Ориентация, опять таки, “развернутая” на 90 градусов…
Вывод:
Для скульптора середины XIX века А.В. Логановского ориентация колец в “корпусной” части кольчуг и в бармицах была иной, “развернутой” на 90 градусов, нежели принято считать и делать сейчас. В то же время ориентация колец на рукавах кольчуг была такой же, как принято сейчас
, и это (по моему скромному опыту) очень не удобно с практической точки зрения. Однако по отношению к “корпусной” части кольчуг эта ориентация, опять таки, “развернута” на 90 градусов, что требует специальных мер по сопряжению рукавов с корпусом.Вопрос (для знатоков):
Данные особенности ориентации колец являлись следствием “немотивированного” воображения скульптора, или же у подобного изображения кольчужных изделий есть исторические основания (какие)?
Ответ прошу направлять по адресу
mailto:dmitr_pavlovsky@mail.ru